logo
connect
Национальное агентство перспективных проектов Республики Узбекистан
FAQ

Часто задаваемые вопросы

foto

Часто задаваемые вопросы

3842

ВСЕ, ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ О КРИПТО-АКТИВАХ

КРИПТО-АКТИВ – имущественное право, представляющее собой совокупность цифровых записей в распределенном реестре данных, имеющее ценность и владельца.

РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ РЕЕСТР ДАННЫХ – технология, в которой данные распределены
в специализированные блоки, при этом каждый новый блок связан с предыдущим блоком криптографической подписью.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБОРОТА КРИПТО-АКТИВОВ:

- майнинг – деятельность по поддержанию распределенного реестра данных, созданию и подтверждению целостности блоков путем проведения вычислительных операций. МАЙНИНГ осуществляется исключительно юридическим лицом
с использованием электроэнергии, произведенной солнечной фотоэлектрической станцией;

- деятельность провайдеров услуг в сфере оборота крипто-активов

ПРОВАЙДЕР УСЛУГ в сфере оборота крипто-активов – юридическое лицо – резидент Республики Узбекистан, оказывающий услуги для физических и юридических лиц,
в том числе от их лица, по покупке, продаже, обмену, хранению, выпуску, размещению
и управлению крипто-активами.

ВИДЫ ПРОВАЙДЕРОВ УСЛУГ:

КРИПТО-БИРЖА – организация, предоставляющая электронную платформу
для покупки, продажи и (или) обмена крипто-активов;

МАЙНИНГ-ПУЛ – организация, предоставляющая электронную платформу
для консолидации вычислительных мощностей для обеспечения процесса майнинга;

КРИПТО-ДЕПОЗИТАРИЙ – организация, предоставляющая электронную платформу
и (или) совокупность технических и программных средств по оказанию услуг по выпуску крипто-активов, осуществлению их первичного размещения и хранения;

КРИПТО-МАГАЗИН – организация, предоставляющая электронную платформу и (или) совокупность технических и программных средств по оказанию услуг по покупке и (или) продаже крипто-активов.

КОНЕЧНЫЙ БЕНЕФИЦИАРНЫЙ СОБСТВЕННИК – физическое лицо, которое прямо
или косвенно владеет юридическим лицом, являющимся прямым или косвенным учредителем, или владельцем доли в уставном фонде (уставном капитале) провайдера услуг, либо контролирует его

Доступ к электронным платформам (крипто-биржи и электронные обменные площадки), не имеющим лицензию на осуществление деятельности в сфере оборота крипто-активов, в соответствии с требованиями законодательства Республики Узбекистан ограничен в установленном порядке.

В частности, в соответствии с требованиями статьи 121 Закона Республики Узбекистан «Об информатизации» и пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 сентября 2018 года «О мерах по совершенствованию информационной безопасности во всемирной информационной сети Интернет», доступ к веб-сайтам и (или) страницам веб-сайтов сети Интернет может быть ограничен в случае использования веб-сайтов и (или) страниц веб-сайтов в целях совершения других действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом.

Так, в соответствии с пунктом 7 постановления Президента Республики Узбекистан от 3 июля 2018 года № ПП-3832 «О мерах по развитию цифровой экономики и сферы оборота крипто-активов в Республике Узбекистан» Национальному агентству перспективных проектов Республики Узбекистан (далее – Агентство) поручено принятие и введение
в действие Положения по лицензированию деятельности провайдеров услуг в сфере оборота крипто-активов.

Во исполнение данного поручения приказом директора Агентства от 14 июля 2022 года № 32 утверждено Положение о порядке лицензирования деятельности провайдеров услуг в сфере оборота крипто-активов (рег. МЮ № 3380 от 15 августа 2022 года). Тем самым, деятельность провайдеров услуг в сфере оборота крипто-активов (крипто-биржа, майнинг-пул, крипто-депозитарий и крипто-магазин) на территории Республики Узбекистан может осуществляться исключительно с получением лицензии в установленном порядке.

В соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности и Уголовным кодексом Республики Узбекистан занятие деятельностью без получения лицензии влечет за собой привлечение к административной и уголовной ответственности.

Необходимо отметить, что крипто-биржи и электронные обменные пункты, доступ
к электронным платформам которых был заблокирован, не имеют соответствующую лицензию на осуществление деятельности крипто-биржи, крипто-магазина или другого вида провайдера услуг на территории Республики Узбекистан в соответствии
с требованиями законодательства в сфере оборота крипто-активов.

Кроме того, зарубежные крипто-биржи не несут никакой юридической ответственности за осуществление операций с крипто-активами, не могут гарантировать легитимность проведенных сделок, а также надлежащее хранение и сохранение конфиденциальности персональных данных граждан Республики Узбекистан.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 6 постановления Президента Республики Узбекистан от 3 июля 2018 года № ПП-3832 «О мерах по развитию цифровой экономики и сферы оборота крипто-активов в Республике Узбекистан» на территории Республики Узбекистан запрещается использование крипто-активов в качестве средства платежа или приема оплаты.

Уполномоченным органом по развитию сферы оборота крипто-активов, лицензированию деятельности и разрешительным процедурам в данной сфере является Национальное агентство перспективных проектов Республики Узбекистан.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 постановления Президента Республики Узбекистан от 3 июля 2018 года № ПП-3832 «О мерах по развитию цифровой экономики и сферы оборота крипто-активов в Республике Узбекистан» майнинг осуществляется исключительно юридическими лицами с использованием электроэнергии, произведённой солнечной фотоэлектрической станцией.

В случае использования электроэнергии с подключением к единой электроэнергетической системе плата за потребленную электроэнергию будет осуществляться с применением 2-кратного повышающего коэффициента к установленному тарифу. За потребление электроэнергии в пиковый период к тарифам применяются надбавки, устанавливаемые Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

В случае же незаконного подключения к единой энергосистеме — установленный тариф применяется с 5-кратным повышающим коэффициентом.

Учёт потребленной электроэнергии из единой электроэнергетической системы ведётся с установкой отдельного прибора учёта.

Майнинг подлежит обязательной регистрации Национальным агентством перспективных проектов Республики Узбекистан и не является лицензируемым видом деятельности. Регистрация майнеров осуществляется исключительно в электронной форме посредством сети Интернет. Майнеры могут осуществлять деятельность исключительно по адресу, указанному при регистрации, с соблюдением мер пожарной безопасности и санитарных норм и правил.

В рамках лицензионных требований и условий провайдеры услуг должны размещать платформу и другие технические и программные средства на серверах, находящихся на территории Республики Узбекистан, хранить в течение пяти лет информацию по всем операциям с крипто-активами, идентификационные данные участников платформы, материалы по взаимоотношениям провайдера услуг с участниками платформы (в том числе между участниками платформы), включая деловую переписку.

Требования к размеру уставного фонда установлены только для крипто-бирж, для которых уставной фонд должен составлять не менее 5000 (пяти тысяч) базовых расчётных величин в виде денежных средств на дату подачи заявления, из которых 3000 (три тысячи) БРВ резервируются на отдельном счёте в коммерческом банке Республики Узбекистан.

Согласно пункту 2 постановления Президента Республики Узбекистан от 3 июля 2018 года № ПП-3832 «О мерах по развитию цифровой экономики и сферы оборота крипто-активов в Республике Узбекистан» операции физических и юридических лиц, связанные с оборотом крипто-активов, в том числе осуществляемые нерезидентами, не являются объектами налогообложения, а доходы, полученные по данным операциям, не включаются в налогооблагаемую базу по налогам и другим обязательным платежам.

С необходимыми сведениями можно ознакомиться по следующей ссылке:

https://napp.uz/ru/pages/service-providers

На сегодняшний день нормативно-правовая база в сфере оборота крипто-активов состоит из:

Закона Республики Узбекистан «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах»;

Закона Республики Узбекистан «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения»;

Указа Президента Республики Узбекистан от 24 июля 2017 года № УП-5120 «О мерах по внедрению системы проектного управления в Республике Узбекистан»;

Постановления Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2017 года № ПП-3150 «Об организации деятельности Национального агентства перспективных проектов Республики Узбекистан»;

Постановления Президента Республики Узбекистан от 3 июля 2018 года № ПП-3832 «О мерах по развитию цифровой экономики и сферы оборота крипто-активов в Республике Узбекистан»;

Постановления Президента Республики Узбекистан от 2 сентября 2018 года № ПП-3926 «О мерах по организации деятельности крипто-бирж в Республике Узбекистан»;

Правил внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для лиц, осуществляющих деятельность в области оборота крипто-активов (рег. МЮ № 3309 от 9 июня 2021 года);

Положения о порядке лицензирования деятельности провайдеров услуг в сфере оборота крипто-активов (рег. МЮ № 3380 от 15 августа 2022 года);

Правил осуществления торгов крипто-активами на крипто-бирже (рег. МЮ № 3379 от 15 августа 2022 года);

Положения об установлении размеров сборов за осуществление деятельности в сфере оборота крипто-активов, порядке их уплаты и распределения (рег. МЮ № 3388 от 28 сентября 2022 года);

Правил осуществления деятельности крипто-магазина (рег. МЮ № 3395 от 31 октября 2022 года);

Положения о порядке выпуска, регистрации выпуска и обращения крипто-активов резидентами Республики Узбекистан (рег. МЮ № 3397 от 28 ноября 2022 года);

Положения о порядке регистрации участников Специального режима регулирования в сфере оборота крипто-активов (Специальный режим «регуляторной песочницы») (рег. МЮ № 3409 от 30 декабря 2022 года)

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 3 июля 2018 года № ПП-3832 «О мерах по развитию цифровой экономики и сферы оборота крипто-активов в Республике Узбекистан» под операциями с крипто-активами понимаются операции по покупке, продаже и (или) обмену, хранению, выпуску, размещению и управлению крипто-активами.

В соответствии с пунктом 5 Правил осуществления торгов крипто-активами на крипто-бирже (рег. МЮ № 3379 от 15 августа 2022 года) резиденты Республики Узбекистан вправе осуществлять на электронной платформе крипто-биржи:

- все виды торгов крипто-активами на крипто-бирже за национальную валюту, в том числе сделки по купле-продаже крипто-активов на площадке прямых торгов;

- с нерезидентами Республики Узбекистан исключительно операции по продаже крипто-активов за иностранную валюту.

Выбор крипто-активов в качестве объекта приобретения и соответственно последствия этого выбора являются риском самого покупателя.

Также, согласно пункту 7 Правил осуществления деятельности крипто-магазина (рег. МЮ № 3395 от 31 октября 2022 года) в крипто-магазине осуществляются следующие операции:

а) на электронной платформе крипто-магазина:

- физические лица по покупке и (или) продаже крипто-активов за национальную валюту посредством осуществления банковских переводов;

- иностранные физические лица по покупке и (или) продаже крипто-активов за иностранную валюту посредством осуществления банковских переводов;

б) в торговом объекте крипто-магазина:

- физические лица по покупке крипто-активов за национальную валюту посредством осуществления банковских переводов;

- клиенты по покупке крипто-активов за национальную и (или) иностранную наличную валюту;

- клиенты по продаже крипто-активов исключительно за национальную валюту.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 Положения о порядке выпуска, регистрации выпуска и обращения крипто-активов резидентами Республики Узбекистан (рег. МЮ № 3397 от 28 ноября 2022 года) и пунктом 6 Правил осуществления торгов крипто-активами на крипто-бирже (рег. МЮ № 3379 от 15 августа 2022 года) физические лица вправе выпускать невзаимозаменяемые токены и обменивать их вне национальных провайдеров услуг.

При этом, крипто-активы, полученные резидентами Республики Узбекистан за счет обмена невзаимозаменяемых токенов на зарубежных крипто-биржах и платформах, реализуются на электронных платформах провайдеров услуг, зарегистрированных на территории Республики Узбекистан в установленном порядке.

Кроме того, операции с анонимными крипто-активами запрещены.

Для совершения операций по купле-продаже крипто-активов можно воспользоваться услугами крипто-биржи или крипто-магазина.

Для совершения сделок по покупке или продаже крипто-активов необходимо:

- заключение договора с крипто-биржей или крипто-магазином;

- обязательная идентификация личности;

- выполнение иных требований, предусмотренных Правилами осуществления торгов крипто-активами на крипто-бирже (рег. МЮ № 3379 от 15 августа 2022 года) и Правилами осуществления деятельности крипто-магазина (рег. МЮ № 3395 от 31 октября 2022 года).

В соответствии с пунктом 13 Правил осуществления торгов крипто-активами на крипто-бирже (рег. МЮ № 3379 от 15 августа 2022 года) для установления отношений с клиентом крипто-биржа запрашивает:

- у физического лица — копию документа, удостоверяющего его личность и персональный идентификационный номер физического лица для граждан Республики Узбекистан;

- у индивидуального предпринимателя — копии документа, удостоверяющего его личность, и свидетельства о государственной регистрации;

- у юридического лица — копию свидетельства о государственной регистрации, сведения о местонахождении, руководителях, а также сведения, указанные в учредительных документах;

- контактные данные клиента, позволяющие установить с ним связь (адрес электронной почты и иные контактные данные);

- иные сведения, предусмотренные законодательством, в том числе в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Согласно пунктам 11, 12 и 13 Правил осуществления деятельности крипто-магазина (рег. МЮ № 3395 от 31 октября 2022 года) клиент для получения возможности осуществлять операции по покупке и (или) продаже крипто-активов проходит обязательную идентификацию на электронной платформе и через торговый объект крипто-магазина и заключает договор с крипто-магазином.

Клиенты для прохождения обязательной идентификации предоставляют крипто-магазину следующие документы и сведения:

- копию документа, удостоверяющего личность физического лица и персональный идентификационный номер физического лица (ПИНФЛ);

- контактные данные клиента, позволяющие установить с ним связь (адрес электронной почты или номер телефона);

- иные сведения, предусмотренные актами законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Запрещается установление отношений с:

- несовершеннолетними лицами;

- лицами, включенными в перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности либо распространении оружия массового уничтожения, в соответствии с законодательством о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 3 июля 2018 года № ПП-3832 «О мерах по развитию цифровой экономики и сферы оборота крипто-активов в Республике Узбекистан» и Положением о порядке лицензирования деятельности провайдеров услуг в сфере оборота крипто-активов (рег. МЮ от 15 августа 2022 года, рег. № 3380) для осуществления деятельности провайдеров услуг необходимо получение лицензии в установленном порядке.

Тем самым, осуществление операций с крипто-активами вне национальных провайдеров услуг влечет ответственность за занятие деятельностью без лицензии в соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности (статья 165) и Уголовным кодексом Республики Узбекистан (статья 190).